Эхо поэта: Циприан Норвид

'20 октября 2016'

Циприана Камиля Норвида современники недооценили. Критики обрушивались штормами на его стих и прозу, он вынужден был влачить нищенское существование, а спустя двадцать лет после смерти в забвении оказалось, что он, как и многие таланты, просто обогнал своё время.

Видеорепортаж

Циприан Камиль Норвид
Циприан Камиль Норвид

Судьба Циприана Норвида не баловала с самого детства. Спустя три года после его рождения, в 1824 году, скоропостижно умирает мать будущего поэта. Отец, обедневший шляхтич, остаётся один с четырьмя детьми на руках. В поисках лучшей доли из своего имения за городом он решает перебраться в Варшаву, но лучшая доля ускользает и 1835 году отец Циприана умирает в варшавской тюрьме, куда незадолго до этого был помещён за долги. Заботу об осиротелых детях разделяют между собой родственники.

Воспитанием Циприана занялась по большей части бабушка – Хилария Собесская. В её доме маленький Циприан выучился читать. Первым и любимым его произведением стал «Дон Кихот». Возможно, романтизм, пронизывающий произведение, оказал влияние и на дальнейшую его судьбу.

Не доучившись в гимназии, Норвид оставляет её и решает заняться живописью. А уже в 1840 году он дебютирует в варшавской прессе. Спустя два года российская царская власть даёт ему позволение на выезд из страны. В заявлении на разрешение на выезд Норвида была формулировка «для оттачивания мастерства скульптора». Учась в Академии художеств во Флоренции, Циприан получает из Польши известие о том, что его возлюбленная, с которой он был к тому же обручён, порвала с ним. Это тяжело ударило по чувствительной душе Норвида.

В 1845 году он переезжает в Рим, где знакомится с той, что также отвергнет его любовь, но станет вдохновением для многих его произведений – это белокурая красавица Мария Калергис. Она, ученица Шопена, блестяще образованная, состоятельная, окружённая поклонниками, среди которых были Дюма, Мюссе, Лист, Готье, Гейне, в тень которых уходил скромный Норвид, стала его музой.

Ей он посвящал не только стихи, но и целую трагедию «Перстень Великой дамы». Эту безответную любовь Норвид пронесёт через всю жизнь.
Путешествуя по Европе, в какой-то момент поэту понадобился новый паспорт. Норвид, выправив себе его, старый, уже просроченный, отдал некоему убежавшему из Польши человеку, которого, в прочем, едва знал. Российское посольство в Париже, наверняка не без участия парижской полиции, узнало о данном инциденте и направило в Берлин, куда отправился Норвид, запрос. Циприан был задержан прусскими властями и помещён в следственный изолятор «до выяснения».

Условия в изоляторе были нечеловеческими. Холод в камере, постоянная сырость и подстилка из соломы на голом полу – это всё, на что мог рассчитывать любой арестант того времени.

Правда, встречались ещё и торчащие из стены нары, но этот «комфорт» с лихвой компенсировался полчищами клопов, которые не замедлили бы полакомиться прилегшим на «кровать» арестантом. Так или иначе, пребывание в этих условиях создало Норвиду серьёзные проблемы со здоровьем. Переохлаждение дало осложнение на уши и Циприан постепенно начал глохнуть. Со временем глухота его стала почти полной. После освобождения он вернулся в Италию, где познакомился с Адамом Мицкевичем и Зыгмунтом Красинским.
В 1849 году он решает перебраться в Париж и навсегда остаться там, пополняя тем самым ряды «Великой Эмиграции» – Мицкевич, Словацкий, Шопен... Теперь и он – Норвид – среди них. Что вовсе для него не означало никакого поворота судьбы, никакой славы. Ничего, кроме череды нелестных высказываний критиков о его литературном творчестве. Средств к существованию категорически не хватало. Норвид пытался зарабатывать на рисунке и лепке. Создавал иллюстрации для книг, занимался прикладным рисунком. Немногое из этого сохранилось и дошло до нас, но в дошедших работах видна взволнованность пера и кисей в одних моментах, их мягкость - в других, их старание и аккуратность, если речь идёт о прикладном рисунке.

Отсутствие надежды на взаимность от Марии Калергис, трудное материальное положение толкают Норвида на попытку обрести своё счастье в Соединённых Штатах Америки. В 1852 году он отправляется в двухмесячное плавание к берегам, которые, несмотря на все усилия, тоже окажутся для него тяжёлым бременем.

Изматывающий поход по зимнему океану на корабле, на котором чуть было не иссяк полностью весь запас провианта, где от истощения и болезни умерли два человека, не мог не сказаться на и без того слабом здоровье Норвида. В Америке он занялся прикладным творчеством, или, как сказали бы современные художники, дизайном. Сохранились отдельные его наброски по этому направлению. Но душа тянула его домой, в старую добрую Европу. Здоровье тоже сбоило всё чаще. Вместе с глухотой наступала и слепота. Спустя всего два года художник и поэт Норвид отправляется обратно. Сначала в Ливерпуль и Лондон, где живёт, перебиваясь случайными заработками, затем, не без помощи Красинского, он возвращается в Париж. Здесь поэт останется навсегда. Он пишет стихи, но единственный поэтический его сборник увидит свет в 1862 году. Спустя четыре года он заканчивает поэтический цикл «Vade mecum», но ни это, ни «Перстень Великой дамы» не могут поправить его плачевного положения.

В 1877 году Норвид оказывается в польском приюте сирот и ветеранов имени Святого Казимежа на окраине Парижа. После смерти поэта сёстры милосердия, заведующие приютом, за ненадобностью сожгли часть его бумаг. Поэта похоронили в общей могиле.

автор цитаты

На том бы и закончилась печальная история судьбы поэта, если бы не его сборник стихов от 1862 года. Томик в 1901 году попал в руки Зенону Пшесмыцкому (Zenon Przesmycki), литературно-художественному критику и поэту периода Молодой Польши. Он наткнулся на том Норвида и, прочитав написанное, с удивлением воскликнул: «Как такой поэт мог пройти, не оставив эха?». Возвращённые миру, отобранные у вечности произведения поэта поставили его в конечном счёте в один ряд с великими Мицкевичем и Словацким.

На стихи Циприана Норвида ещё один польский гений – Чеслав Немен - написал великолепную музыку. В получившейся в итоге песне «Bema Pamięci Żałobny Rapsod» (Рапсодия памяти генерала Бема) слились воедино звуковой ряд и мощное и глубокое наполнение. В произведении Немена и звук дополняет текст, будто последний написан для того, чтобы быть положенным именно на эту музыку. Это сосредоточение сил двух выразительных средств – музыки и слова – стоит того, чтобы в него вслушаться.

Илья Болгов

Темы

Фотоматериалы

Циприан Камиль Норвид
С Альберта Дюррера. Циприан Камиль Норвид
Бабушка и внучка у окна. Рисунок Норвида
Христос проповедующий. Рисунок Норвида
Изба со стропилами на потолке. Рисунок Норвида
На океане. 1843. Рисунок Норвида
Портрет молодой женщины. Рисунок Норвида
Орёл. 1860 год. Рисунок Норвида
Святой Пётр. Рисунок Норвида
Три поколения. 1845 год. Рисунок Норвида