Алтарь Вита Ствоша в Кракове

'4 ноября 2015'

Пожалуй тех, кто бывал в Кракове и не видел алтаря Вита Ствоша, найдётся немного. Тем, кто ещё в Кракове не был, но собирается, нужно взглянуть на это произведение искусства обязательно – алтарь Ствоша является крупнейшим готическим алтарём в Европе.

Алтарь Вита Ствоша в Кракове
Алтарь Вита Ствоша в Кракове

История главного алтаря базилики Мариацкого костёла в Кракове (церкви Успения Пресвятой Девы Марии) берёт своё начало 25 мая 1477 года, когда приглашённый немецкой общиной Кракова скульптор Вит Ствош (нем. Veit Stoß, польск. Wit Stwosz, около 1447, Хорб-на-Неккаре — 1533, Нюрнберг) начал работы по его созданию. Вероятно, работа резчика ещё на незавершённом этапе так поразила власти города, что в 1483 году мастер был освобождён от уплаты любых налогов. Присматриваясь к деталям его работы, становится понятно, почему.

Мастерство резки по дереву

Дело в том, что для изваяния фигур святых и Девы Марии Ствош использовал крупные, а порой и просто огромные пни лип. Для резки самых крупных фигур в композиции были использованы пни пятисотлетних деревьев. Та искусность, с которой мастер создавал свои творения, поражает до сих пор, не говоря уж о средневековых гражданах, для которых такое исполнение могло быть свидетельством того, что сам Господь помогает резчику. Так, к примеру, особенностью стиля Вита Ствоша являются одежды роскошно исполненные святых и других персонажей изображённых им сцен. Ствош применил сложнейшую технику резки, которая создаёт впечатление объёмности одежд.

Структура и складки одеяний героев Евангелия не только создают ощущение реальности материала, но и выполняют функцию заполнения объёма и одновременно создают атмосферу трагизма в изображаемой сцене, то есть эмоционально наполняют композицию. Лица святых при этом также выглядят максимально реалистично, будто это живые люди замерли на мгновение.

Глядя на алтарь, может появиться ощущение, что смотришь не на средневековый рельеф и скульптуры, а на трёхмерную картину из современности. Ощущению способствуют и внушительные размеры алтаря, состоящего из панно и четырёх створок. Алтарь имеет 11 метров ширины и 13 высоты, а самая крупная из фигур имеет 2,7 метра высоты.

Фигуры панно и мотивы

Вообще все фигуры главного панно алтаря выполнены более крупными, чем человеческий рост. За счёт этого достигается умножение величественности апостолов и окружённой ими Богородицы и других изображённых. В центре композиции находится сцена коронации Девы Марии, по бокам же – в створках – изображены другие евангельские мотивы. В частности, это: Благовещение, Рождество Христово, Поклонение волхвов, Воскресение Христово, Вознесение Христа и Сошествие Святого Духа.
Алтарь был готов и открыт к празднику Успения Пресвятой Богородицы 15 августа 1489 года. Все работы по нему обошлись Кракову в сумму равную годовому бюджету города.

Автор, имя которого было открыто заново

Не смотря на всю грандиозность творения, мы могли бы никогда не узнать имени его автора. Дело в том, что со временем история просто забыла об авторе алтаря и лишь в XIX столетии его имя заново открыли историки. Заслуга эта принадлежит краковскому краеведу, археологу и автору путеводителей по Кракову Амброзию Грабовскому (Ambroży Grabowski), который потратил на изучение композиции немало сил.

У персонажей были прототипы

Нужно отметить, что алтарь на протяжении полутора столетий привлекает внимание учёных. Известно, что Ствош использовал для своего творения образы жителей Кракова. Так учёным удалось опознать среди персонажей Епископа Краковского и первого кардинала польского происхождения Збигнева Олесницкого, а также людей, связанных с королевским двором. К примеру, по мнению специалистов, в одном из персонажей можно различить Филиппа Калимаха – гуманиста, королевского секретаря и воспитателя сыновей короля Казимира IV. А значит, что алтарь является ценнейшим памятником истории не только как произведение готики, но и как памятник антропологии.

Лица и фигуры персонажей на алтаре, их позы и анатомические особенности представляют для антропологов и врачей ценнейший материал для изучения. Из их выводов следует, что алтарь хранит в себе немало загадок.

Согласно источникам, Вит Ствош искал натурщиков для своего творения не только среди служителей церкви и знатных особ, но и на улицах Кракова, забредая порой в самые его дальние уголки. Это дало ему возможность наиболее широко использовать особенности внешности людей для наиболее реалистичного отражения задуманного им. Только фигура Богородицы не тронута никакими физическими изменениями, болезнями и страданиями. Не содержит она и следов старости. Всё это сделано для того, чтобы подчеркнуть первозданность духовной красоты Девы Марии, к которой должна была стремиться каждая женщина. Также она олицетворяет идеал средневековой красоты.

Летопись современной Ствошу жизни

Остальные же участники сцен на контрасте с Марией, напротив, обладают всеми чертами разнообразия человека и его природы. На лицах апостолов, окружающих Марию, прочитываются страдания и боль. Эти эмоции повседневной жизни жителей Кракова мастеру удалось увековечить в дереве. Осознавал ли он, что создаёт тем самым, кроме духовного памятника, ещё и послание потомкам сквозь столетия? Возможно, что да, иначе зачем он изображал столь скрупулёзно физические особенности краковян, а попросту не идеализировал их всех. Вместо этого он с невероятной точностью переносил на дерево всё, что ему удавалось заметить. Так, уже в XX веке врачи сумели различить на телах людей, изображённых Ствошем на алтаре, следы различных болезней, в том числе артрита и даже венерических заболеваний.
Так, на одном из его фрагментов, изображающих арест Христа, в 1932 году специалист-венеролог Франчишек Вальтер увидел на лице Иуды, прячущегося в тени, признаки позднего сифилиса. Согласно описанию, сделанного исследователем, изменения на лице Иуды: впалый плоский нос, шишки на лице и выпуклые без ресниц глаза, наиболее характерны для этого заболевания.
Алтарь Вита Ствоша в Кракове
Тем самым доктор добавил в копилку загадок ещё одну – историческую, ведь до этого открытия считалось, что сифилис в Европу привёз Колумб после одного из своих походов позднее появления панно – в 1493 году. Учёные не перестают исследовать изображения жителей Кракова XV века, застывшие в фигурах искусной работы Ствоша, и продолжают открывать им новые тайны. Касаются они, разумеется, не только болезней, но и внешнего облика и даже образа жизни. Костюм, строение тела, поза – всё это даёт исследователям пищу для их работы. Так, к примеру, в композиции «Поклонения Волхвов» один из прибывших поклониться младенцу Христу (четвертый, кстати, при том, что волхвов было трое), изображён в тёплой шапке и кафтане, традиционном, скорее, для холодного климата России, а не тёплого, которым является указанное в Евангелии место рождения Спасителя. Тем интереснее само произведение Вита Ствоша.
Алтарь Вита Ствоша в Кракове

Шедевр, не принесший счастья создателю

За столь филигранно исполненный монументальный труд, Вит Ствош получил баснословную сумму. 2808 флоринов, как упоминалось выше, – практически годовой бюджет Кракова в то время – не смогли, впрочем, на сто процентов пойти на пользу своему владельцу. По дороге домой, в Нюрнберг, Ствош доверил деньги некоему, как оказалось, не чистому на руку банкиру, который обманул резчика. Ствош попытался вернуть часть гонорара подделав финансовые документы и печать купца-обидчика. Денег вернуть не удалось, но проблемы заработать получилось. Мошенничество вышло на явь и резчика приговорили к аресту, выжгли позорное клеймо на его щеках и запретили уезжать из Нюрнберга. После неудачной попытки сбежать Ствоша водворили назад, а прошение о его помиловании было отвергнуто. Создатель крупнейшего в Европе готического алтаря умер в 1533 году. Детище же его продолжает рассказывать нам о своём творце, а запланированная на 2015 - 2020 годы реставрация позволит сохранить его и для наших внуков.

Виртуальный тур по Мариацкой базилике

Илья Болгов

Темы

Фотоматериалы

Алтарь Вита Ствоша в Кракове
Алтарь Вита Ствоша в Кракове
Алтарь Вита Ствоша в Кракове
Алтарь Вита Ствоша в Кракове