Rękawka (Ренкавка, или Рукавка) – краковская традиция гуляний, происходящих на второй день после Пасхи. История Ренкавки восходит к старославянским временам, но со времён принятия христианства не угасла и дожила до нашего времени.
Доподлинно неизвестны ни время появления традиции Ренкавки, ни даже достоверная этимология названия, но это никак не помешало празднику, пережив времена христианизации Польши, запретов на его празднование и вообще различных исторических перепетий. Известно лишь, что точно со Средневековья (в котором традиция была уже укоренившейся и многовековой) жители Кракова и окрестностей устремлялись на курган Крака (он же Курган Кракуса) на второй день после Пасхи, на следующий после Эмауса, чтобы поделиться остатками праздничных угощений с бедняками.
Во время Ренкавки жители поднимаются на курган Крака и сбрасывают вниз монетки, различные сувениры, скатывают крашеные яйца для тех, кто находится у подножья. Сейчас это не обязательно бедняки, как это было ещё в XIX столетии, в наше время это действительно дань традиции и часть ярмарочных и маскарадных гуляний, проходящих в этот день вокруг кургана Кракуса и небольшого костёла святого Бенедикта. Кроме ярмарки на Ренкавку здесь происходят разнообразные исторические реконструкции, например, бои славянских ратников с иноземцами. Ярмарка также наполнена людьми в исторических костюмах. Для всех пришедших они с радостью проводят мастер-классы по гончарному делу, ковке и другим ремёслам времён легендарного правителя Крака.
Здесь воочию можно увидеть воссозданный быт той эпохи и проникнуться её духом. После фехтования на мечах и стрельбы из лука изголодавшихся гостей ярмарки ждут старопольские блюда, приготовленные по старым рецептам и традиционным способом. Утолить жажду можно медами и травяными чаями, какие в изобилии потребляли наши предки. Так что на следующий день после городского краковского Эмауса, который являет нам все прелести ярмарки городской, очень стоит отправиться на Ренкавку, которая затянет своего гостя в атмосферу славянской седины веков: атмосферу свободного поля и дыхания полной грудью, ручного труда и тепла очага, атмосферу весьма уловимой мистики, присущей корням самой традиции Ренкавки. Учёные-этнографы, несмотря на многочисленные попытки реконструкции истории традиции Ренкавки, пока так и не смогли прийти к единому мнению ни о её происхождении, ни даже об этимологии названия. Наиболее популярны две версии.
Согласно первой версии, название могло прийти из чешского языка, где rakev переводится как – гроб. Если принять, что легенда о кургане Крака как о месте его захоронения верна, то тогда, можно сказать, что чешская версия на своём месте. Непонятным остаётся лишь то, почему учёные пытаются отнести название к Чехии. Польша – тоже страна славян, и гроб в виде слова rakev, либо в схожем, к примеру, rakiew или raka, тоже мог иметь место, учитывая, что старославянский язык, как считается, был объединяющим языком для всех славян. В польском до сих пор есть слово wrak, означающее остов корабля или обломки чего-либо в принципе. И хоть этимология слова wrak якобы уходит в Голландию, если взглянуть на схожесть слов – и "wrak", и "rakev", и русское "рака" имеют сходства по значению. Все эти слова означают что-то разрушенное и пустое. С одной стороны, это может показаться странным, с другой, духовной точки зрения – всё верно: rakev – гроб, а в гробу лежит бренное физическое тело, лишённое души. В гробу лишь «пепел», а души нет, то есть он пуст. Рака – тот же гроб, но обычно с мощами святых. Мощи, то есть тело, осталось на Земле, а душа на небе. Так же и wrak – предназначение судна или самолёта уже не исполняет, но на дне, или на земле, покоятся останки машины. Суть соблюдается. В арамейском слово «рака» означало человека пустого, дурака, можно сказать, то есть принцип пустоты и здесь просматривается. Везде есть корень – рак. Который, кроме прочего, мог раньше писаться без огласовки – рк, или rk, что при огласовке могло трансформироваться не только в rakev.
Вторая версия связана непосредственно с фигурой Крака. Легенда гласит, что люди после смерти своего правителя решили насыпать ему курган. И сделали это. Носили землю они не только в корзинах, но и в длинных рукавах и в сапогах с длинными голенищами. А так как на польском рукав – rękaw, то и название Ренкавки пошло от процесса возведения кургана. Точнее, от способа доставки материала.
Единого мнения у историков нет, но некоторые из них сходятся в том, что Ренкавка в немного другом виде, чем сейчас, существует с дохристианских времен. На это указывают исследования рукотворной насыпи.
Неоднократные попытки раскрыть тайну кургана Крака привели учёное сообщество к мысли раскопать его и проверить, действительно ли это могила вождя древних поляков, или что-то другое было целью возведения этого шестнадцатиметрового земляного холма. Проведённые в середине 30-х годов прошлого века исследования не дали ответа на вопрос о погребальном предназначении сооружения, так как не были найдены ни останки легендарного Крака, ни чаша с его пеплом. Хотя в последнем случае это может объясняться тем, что пепел могли захоронить и на вершине холма, откуда капсула с ним за прошедшие века могла пропасть. Также археологи могли ничего не найти, исходя из того, что в процессе работ было исследовано не более 5% поверхности основания насыпи. Зато удалось выяснить некоторые особенности. Так, уже на вступительном этапе работ внимание исследователей привлекли найденные монеты. Все они были обнаружены у подножья кургана. Кроме чешского динария Болеслава II, найденного всего в 50 см под поверхностью дёрна, на самой его вершине. То, каким образом они были расположены вокруг кургана, даёт понять, что скорее всего их сбрасывали вниз. Также наверху, но на уровне чуть глубже динария, были найдены корни дуба. Исследователи пришли к выводу, что дереву было не менее 300 лет. Неподалёку было обнаружено кострище. Как раз эти две находки явились для них косвенным подтверждением того, что курган мог быть возведён именно в качестве места с духовным значением.
Второй факт, указывающий на то, что холм не похож на захоронение, заключался в обнаруженной внутри него конструкции из шеста и балок. Центральный стержень сочленялся у своего основания с другими деревянными балками, расходящимися от центра лучами. Между ними были заклёпаны камни, глина и земля. Если бы это были похороны и насыпание кургана было бы душевным порывом местных жителей, то это действие было бы спонтанным. В этом же случае оно было хорошо продуманным, неспешным. Происходило строительство кургана осмысленно и, что называется, на века.
Полученные в результате раскопок данные натолкнули на мысль о том, что имеющаяся традиция Ренкавки может всё же восходить к изначальной функции кургана как места культового. До наших дней сохранились сведения о том, что в старину предки современных славян устраивали на холме мероприятия, отголоски которых мы можем видеть сейчас в Ренкавке. В частности, ритуал бросания монет и подарков. Сейчас это дань памяти того, что ещё полтора века назад это же кидали беднякам, а ещё раньше – душам предков. Так, вокруг холма могли ставиться специальные жерди, на которые прилетали и садились птицы из растущей вокруг кургана растительности. Птицы символизировали души предков. Люди взбирались на холм и кидали пернатым остатки еды или специально заготовленную пищу, чтобы накормить в их обличии предков, а монеты - чтобы задобрить их либо для того, чтобы у тех был достаток в загробном мире.
Важным остаётся и тот факт, что Ренкавка происходит как раз в день, когда древние славяне (а, как мы можем видеть, и не только древние, но и вполне себе современные) отмечали весеннее равноденствие.
До сих пор в России жива традиция Масленицы с обязательным её сжиганием в конце торжеств. Во время сожжения самые отважные прыгают через костёр. По старым повериям, мальчики, перепрыгнувшие его, должны были вырасти сильными воинами, а девочки – хорошими матерями, рождающими сильных детей. Прыгал и стар и млад. Сейчас, правда, масленица сдвинута за счёт церковной реформы календаря в XX веке. Но небесные светила не сдвигаются земными указами, и солнце восходит в положенное ему время. Так же как и наступают времена года. Речь о смене весной зимы и так далее. В частности, в Польше весна наступает официально 21 марта, то есть в день весеннего равноденствия (Równonoc wiosenna). Так как существует мнение (скорее всего – небезосновательно), что христианство в той или иной степени адаптировало либо максимально приблизило даты своих праздников к дохристианским, можно предположить, что и с Пасхой (Wielkanoc) произошло то же, только даты сдвинулись (даже названия похожи). На это косвенно указывает и обрядовость Пасхи, которая до сих пор включает в себя некоторые элементы языческих – будем лучше называть их дохристианскими – верований. Пасха со своей символикой и обрядами как бы вобрала в себя несколько обрядов, не только ей предшествовавших, но и сосуществующих параллельно до наших дней. Естественно, немного преобразовав их. В Польше, к примеру, живёт и здравствует Щмигус-Дынгус.
Сейчас, с точки зрения, как нам кажется, устоявшейся истории, во многих вещах наши предки ошибались из-за непонимания некоторых процессов, из-за недостатка информации и из-за достаточно медленной коммуникации. Но скорее всего они-то как раз ошибались мало. В отличие от современных нам историков, потерявших желание копать в сторону истины и принявших известные им исторические события на веру – как есть. Во-первых, известная нам мировая история более или менее точно просматривается лишь до времен Реформации в Европе и Смутного времени в России (точнее даже – на территории, которую сейчас принято называть Россией, в этом случае тоже не всё однозначно). Во-вторых, первый факт подталкивает собой второй – эпоха книгопечатания, затвердившая названия местностей примерно там, где они есть сегодня, а также начавшая доносить до нас информацию о истории человечества вообще, началась лишь в XV веке. Что было до этого, нам известно весьма и весьма смутно и чаще всего из устных источников, которые называются народной памятью. А она, как мы видим, сильнее книг. Кроме того, что в XVI веке (то есть всего через 100-150 лет) множество книг погибло в огнях Контрреформации, нет уверенности в том, что история печатная объективна и бесспорна – ведь пишут её как правило те, кто оказался у власти. Но причём ткт Ренкавка? – спросит читатель. А при том, что если даже версия чешского rakev, или попросту славянского – рака, верна, то именно тут наши предки не ошиблись тоже.
Если принять, что славянская руница, существование которой ставят под сомнение некоторые современные учёные (хочется выяснить в связи с этим, как они представляют себе общение и взаимопонимание славян в древности, если учесть, что праславянский язык признан наукой? Выходит, все вокруг писали, а славяне отчего-то - нет), всё же существовала, то много становится понятно.
В ней руна, соответствующая букве R, означает кратчайший путь. В общепризнанной версии рун – скандинавской - эта же руна означает почти то же самое – дорогу. Руна, соответствующая А, означает алтарь – Мировую гору, пуп земли. В скандинавской версии А – дословно означает Бог. Руна К - крада, или жетвенный огонь, очищение, в скандинавской версии – кауна, факел. V и соответствующая ей руна означают силу энергий в скандинавском варианте и ведание – мудрость или восхождение к вершине - в старославянском. Или связь систем. Но, если учесть, что без огласовки это были R, К и V, то смысл будет сходиться в обеих версиях – путь к богу и светлая энергия.
Это хорошо отвечает версии о дохристианских славянских корнях как Ренкавки, так и кургана Крака.
Кроме прочего, можно упомянуть и славянскую буквицу. Существует мнение, что она использовалась славянами после рун ещё до разделения славянского языка на множество диалектов. А в России она использовалась вплоть до реформы языка при Петре I. И каждая буква в ней означала больше, чем просто звук, она имела – образ. Следовательно, для страрославянского языка характерны более глубокие смыслы слов, чем в современности. Итак, если мы взглянем на написание слова rakev (мы условно его приняли за основание), или рака, как кальку, то мы увидим, что Р в славянской буквице соответствует силе, энергии, разграничению и разделению, А – соответствует богу, истоку, человеку, К – соответствует системе и единению человека со вселенной.
Итого имеем в слове РАКА – Энергии, исток и единение с Богом. Суть Ренкавки, как мероприятия дохристианского и культового, как ритуала поминовения усопших, также передаётся.
Дополнительную пищу для раздумий даёт словарь литературного славянского языка, дающий перевод на язык Юго-Западной Руси, проще говоря, на украинский диалект. Словарь издан в 1596 году Лаврентием Зизинием. В нем слово Ракка переведено как "труна" (в польском – трумна), то есть – гроб. А что есть гроб, как не место, где покоится тело того, чья душа соединилась с Всевышним. Так что, скорее всего, изначальное предназначение кургана Крака всё же имело некое магическое значение.
В итоге традиция Ренкавки явно хранит в себе ещё много загадок и вопросов, которые, если найдутся интересующиеся люди, наверняка смогут удивить нас. Быть может, даже перевернуть наше представление о собственном прошлом. Пока что ясно одно – Ренкавка дожила до нашего времени не зря, значит, она хотела, чтобы её увидели мы с вами. Кроме этого, это означает, что мы обязаны продолжать эту традицию, как и другие дошедшие до наших дней из глубины веков. Ведь в этом культурное богатство и разнообразие страны. Кроме того, Ренкавка - это ещё один хороший повод побывать в Польше, в Кракове, в дни празднования Пасхи.
фото на главной: официальная группа праздника Ренкавка в соцсети