В Польше в наше время очень много делается для досуга детей. Разнообразие оборудования на детских площадках ширится с каждым годом. Каждый найдёт себе на них занятие по душе: хочешь – климбинг, хочешь – гребень со склизом для скейтборда и прочие тарзан-уголки. А что же традиционные игры?
В многообразии новомодных и совсем не польских названий можно потеряться. Это иногда становится причиной непонимания между поколениями. Ну какой «тарзан», «склиз» или «фан-бокс» лет 40-50 назад? Бабушки и дедушки современных тарзанят помнят совсем другие детские забавы, для которых дорогое оборудование было не нужно. И ведь было весело.
Подтверждением того, что было весело и занимательно, нам послужила попавшаяся на глаза книжица – сборник подвижных игр. Изданная в 1914-м году автором Валерианом Сикорским (Walerian SIkorski), в наше время она – уже пособие, а не просто сборник. Хотя, и объём её вполне тянет на звание как минимум учебника. На 163-х страницах описана коллекция разнообразных подвижных игр. Впрочем, неподвижные игры детей в то время себе вряд ли кто-то представлял.
Книга состоит не просто из названия и краткого описания игры. Она содержит подробную инструкцию правил, фотографии и даже схемы. Последние в ней весьма уместны, ведь есть описания, занимающие две, а то и три страницы.
Из такого объёма правил и набора различных качеств, требуемых от играющих, ясно, что играли в эти игры не только дети, но и взрослые, причём командами человек по 40.
Некоторые из игр, описанных в этом памятнике польской физкультуно-игровой литературы, дожили и до наших дней. По меньшей мере, лет 20 назад многие дети в Польше с удовольствием в них играли. Например, в игру «Пожарный».
Дети образуют круг. Каждый рисует или, в зависимости от покрытия, обозначает себе «дом». Только «вОда» – пожарный – дома своего не имеет. Он ходит кругом и хлопает кого-то из круга по плечу. Тот, кого хлопнули, идёт за пожарным. Пожарный хлопает дальше, ищет себе следующего компаньона, за пожарным возникает цепочка из «выбитых». В итоге пожарный всех вытаскивает из своих «уютных коморок» и отправляется водить их за собой. Все идут за пожарным. Куда бы он ни шёл и ни залезал, каждый следующий повторяет его путь. В какой-то момент пожарный кричит: «Горит!» – и все срываются с тех мест, в которых их застал «сигнал тревоги», и, теперь уже никакой очереди не соблюдая, бегут наперегонки в свои «дома». Кто не успел занять «домик» – тот и водит следующий кон.
По собственному опыту, играть интереснее в тех местах, где водящему есть куда завести своих товарищей. Уровень физподготовки у людей разный и вода ищет самый подходящий момент для своей попытки занять чей-то дом в кругу. Естественно, что ландшафт ему в этом в помощь.
Детей может быть 10-15. Из них выбирается волк и баран. Баран становится первым, за ним в ряд выстраиваются овцы, положа руки друг другу на плечи. Волк становится напротив главаря овечьей цепочки и пытается осалить кого-то из овец. Баран, в свою очередь, должен защитить подопечных. Он может расставлять руки и выполнять различные обороты и отпрыгивания (цепочка делает это за ним, соответственно, избегая лап волка ). Хватать волка ему нельзя. Та овца, которую волку удастся вытянуть из стада, становится волком и всё повторяется.
Следующая игра популярна, наверное, у всех славян, а может и не только. Есть несколько разновидностей, с предметами и без, но книга Сикорского приводит самый, пожалуй, популярный вариант.
Игроков может быть 10 или 15. Площадка для игры должна иметь места, где можно надёжно спрятаться. Водящий становится у означенного дерева, отворачивается к нему и, закрыв глаза, начинает счёт до ста. Считает небыстро, чтобы участники игры могли спрятаться. Как только водящий досчитает, он снимает повязку с глаз (если была надета) и отправляется на поиски. Он может использовать навыки следопыта, если территория это позволяет. Если увидит кого, настолько точно, что может его узнать, выкрикивает его имя и бежит при том к дереву и, ударяя в него кулаком, произносит «Бум». Если он не ошибся в имени, то названный также бежит к дереву и, если он успеет дотронуться и крикнуть «Бум» раньше водящего, – он выиграл. Если не успел, то ему водить в следующем кону. Но до этого все из этого кона должны быть найдены водящим. Прячущимся, если на то условия позволяют, можно в любой момент выбежать из укрытия и попытаться ударить по дереву с криком «Бум». Тогда в следующем кону они не водят. Также они не обязаны постоянно находиться в одном и том же укрытии. Они могут перемещаться в укрытия поближе к заветному дереву, чтобы успеть добежать к нему в случае, если водящий слишком отдалится.
Не обошлось в книге и без игр с мячом. Ведь не только дети, как известно, любят мячик.
Да и сам мяч – один из самых доступных инвентарей. В книжке есть обстоятельное описание способов хвата мяча, а также способов бросков мячом. Многие из игр достаточно сложны, но есть и те, которые понятны всем. Более того, почти все ещё совсем недавно с удовольствием играли в них во дворе, что сейчас встречается нечасто.
Игроки становятся в неравномерный круг. В центр становится водящий. Игроки бросают друг другу мяч в абсолютно любом направлении и последовательности. Водящий старается дотронуться мяча рукой во время его полёта, либо когда мяч – в руке кидающего. Разумеется, он должен ловко двигаться, прыгать, приседать, бежать за мячом или туда, где предположительно мяч окажется. Если водящий дотронулся до мяча, то водить идёт тот, кто мяч кидал.
Правила:
Мяч всегда надлежит бросать, а не передавать.
Если мяч упадёт на землю, то водящий может бежать за ним даже за пределы круга.
Пространство внутри круга предназначено только для водящего. Игрокам нельзя бежать в центр круга даже для того, чтобы подобрать плохо брошенный ими мяч.
Ну и Польша – не Польша без любви к футболу. И, по-видимому, так было уже 100 лет назад
. Оттого в книге нашлось место и разновидностям футбольных игр. Приведём одну из них.
Игроки становятся в круг диаметром 8-15 метров лицом друг к другу. В центре круга устанавливается башня 1.2 - 1.3 м высотой. Возле башни ставится «стражник», который следит, чтобы кто-то из игроков ударом своим башню не сломал. Если какой-либо игрок сломает её, он становится стражником башни, а тот, кто был стражником, встаёт в круг игроков.
Другая версия предполагает две башни и двух стражников, а игроки бьют мяч в любую из них.
Эти и многие другие игры 100 лет назад занимали польских детей. Вероятно, что не только детей. Многие из них актуальны и поныне, в особенности если вы собрались с компанией на пикнике или организуете детский день рождения.