Польская актриса Пола Негри, ставшая звездой Голливуда, сыграла также значительную роль в истории моды. Она была первой женщиной, которая начала выступать на публике в босоножках, надетых на босую ногу, и ввела моду на покрытые ярким лаком ногти на ногах.
Настоящее имя Полы Негри (1897-1987) – Аполония Халупец. Её отец Ежи – наполовину словак, наполовину цыган – был медником. Мать – Элеонора Кельчевска – соглашалась на самые разные заработки, в том числе работала служанкой в богатой еврейской семье Фаянсов. В возрасте 13 лет Пола была принята в бесплатную балетную школу в Варшаве. Причём взяли её в буквальном смысле слова с улицы: двое артистов Имперской оперы отметили её грацию, когда Аполония играла с другими детьми. Её дебют танцовщицы состоялся в балете «Лебединое озеро» Чайковского, где она выступила в танце маленьких лебедей. А уже вскоре она станцевала сольную партию в балете «Коппелия».
Однако почти сразу после этого небольшого триумфа Аполония заболела туберкулёзом, вызванным отчасти недоеданием в детстве. От этой болезни Полу вылечили, но от карьеры танцовщицы балета её пришлось отказаться.
Через некоторое время она поступила в актёрскую школу при Дирекции Варшавских театров. Именно там она взяла псевдоним Пола Негри – в честь итальянской поэтессы Ады Негри, стихотворения которой очень любила. В 1912 году она дебютировала на сцене Малого театра в Варшаве в спектакле «Девичьи обеты» Александра Фредры. Критики высоко оценили её красоту и грацию, однако отметили некоторые проблемы с дикцией и хриплый голос. А потому неудивительно, что в будущем самые большие успехи на сцене она делала в пантомимах и в тех представлениях, где главным выразительным средством был танец.
Вскоре начался её роман с кино, которое в то время было ещё немым. В возрасте 17 лет она сыграла главную роль в мелодраме «Раба страстей, раба порока» студии «Сфинкс». Самыми интересными моментами в фильме стали два танца, которые исполняла Пола. Дальнейшие картины «Сфинкса» утвердили амплуа Полы Негри как роковой женщины, женщины-вамп. Веки, на которые были наложены тёмные тени, добавляли к образу Полы загадочность, а бледность и яркие губы словно привносили нотку волнения. Однако из польских фильмов с её участием сохранился только один – «Бестия» (1917).
Пола выступает также как певица. За свою карьеру она сделает множество граммофонных записей – это были песни, саундтреки к фильмам… Среди исполняемых ею произведений будут и русские романсы, а многие из записанных ею песен, которые будут проигрываться на европейских и американских радиостанциях, станут настоящими хитами…
В 1917 году она едет в Берлин, где начинает сотрудничество со UFA – самой большой немецкой киностудией. Европейской звездой она становится прежде всего благодаря историческим ролям. Из-за её частично цыганского происхождения она часто получала роли экзотических красавиц. В «Глазах Мумии Ма» она играла египтянку, в «Одной арабской ночи» - арабскую танцовщицу. Самой известной в те годы стала её работа в ленте «Мадам Дюбарри» режиссёра Эрнста Любича. В этой мелодраме, действие которой происходит во Франции времён Людовика XV, она сыграла простую девушку, которая сначала становится графиней, а потом – королевской наложницей. Успех этого фильма в Штатах фактически открыл Поле дорогу в Голливуд. Её приезд туда сопровождался эффектными рассказами о ней в прессе, хотя частично эти статьи были лишь выдумкой. Писали, например, что её отец был цыганским скрипачом, мать – лишившейся состояния графиней, а будучи ребёнком Пола выступала в Петербурге в присутствии царя.
Уже первые роли в американских фильмов поставили имя Полы в один ряд с самыми известными кинозвёздами того времени. Полька словно внесла в Голливуд нотку «заморского темперамента». Успех нашёл выражение в баснословных гонорарах. На пике своей популярности она зарабатывала 19,5 тысяч долларов в неделю и была одной из самых богатых женщин Голливуда. Ей принадлежал дворец в Лос-Анджелесе, построенный по образцу Белого Дома, а также несколько резиденций по всему миру. Известна своими громкими романами, однако в личной жизни она так и не нашла своего счастья. Она дважды была замужем – её первым мужем был граф Евгений Домбровский, вторым – грузинский князь Сергей Мдивани, но оба брака распались. У неё были романы с Чарли Чаплином и с секс-символом немого кино Рудольфом Валентино.
Пола придумала немало интересных форм макияжа и одежды. К ним относятся разнообразные ожерелья, а также знаменитые красные ногти на руках и ногах.
В США Пола работала пять лет, до тех пор, пока не подошла к концу эпоха немого кино. Продолжить карьеру она попыталась в Германии. Мелодрама «Мазурка», в которой Пола играет артистку кабаре, убивающую соблазнителя своей дочери, стала любимым фильмом Гитлера. Бывало, что он смотрел его по 2-3 раза в неделю, обычно в бессонные ночи. Французский журнал «Pour Vous» напечатал даже сплетню о том, что актриса была любовницей Гитлера, хотя на самом деле они никогда не были лично знакомы. Известно, что когда Геббельс отстранил Полу Негри от работы в кино, подозревая, что она еврейка, Гитлер отменил это решение.
В 1938 году Пола перестаёт сниматься в немецких картинах и переезжает во Францию, а после начала войны – в США. Одной из последних её работ стала роль в «Лунных пряхах» студии Дисней, где она сыграла эксцентричную миллионершу.
Последние годы Пола жила в Сан-Антонио в штате Техас со своей подругой – композитором Маргарет Вест. В 1970 году она опубликовала автобиографию «Дневник звезды». Она не один раз снова хотела вернуться в кино – известно, что о работе в одном из своих фильмов с неё вёл переговоры Стивен Спилберг. Однако этим планам не суждено было сбыться, а Пола Негри так и осталась легендарным символом «золотых лет» Голливудского кино.
Фото с сайта Polanegri.com и The Perfect pleasure