Сделано в Польше - гордое звучание этого словосочетания уже много лет не даёт покоя экспертам и организациям, работающим над вопросом продвижения его в пантеон мировых лидеров. Ведь в разных странах продаётся огромное количество вещей, сделанных в Польше, но об этом зачастую не знает конечный потребитель. Специалисты справедливо полагают, что с этим нужно что-то делать, ведь качество польских товаров находится на весьма высоком уровне.
Разумеется, выстраивание устоявшегося позитивного образа польской продукции во всём мире - это вызов и долгие годы трудоемкой работы, отмечают специалисты. И при этом признают: этикетка «Сделано в Польше» пока ещё не всегда привлекает покупателей, в том числе и у себя на родине. Но оптимизма на этот счет они не теряют.
Иногда нежелание указывать, что продукт произведен в Польше - это умышленный ход производителей. Многие из них не подчеркивают происхождения своих товаров, иногда даже уникальных по своим потребительским свойствам. Исследования говорят о том, что происходит это в основном из-за стереотипного мышления самих фирм-производителей. Среди некоторых предпринимателей бытует устоявшееся клише, что польское происхождение их продукта ухудшит его конкурентные позиции в глазах конечного потребителя. Но ведь стандарты Евросоюза, действующие априори и для их продукции, все равно не позволят им производить товары, качество которых ниже, чем того требует тот самый стандарт. И в «евронормы» они укладываются в любом случае, разумеется, если работают честно. Качество выше - только приветствуется.
И все же все больше польских фирм в ожидании экономической выгоды постепенно прибегают к маркетинговому позиционированию «польскости» своей продукции.
Как следует из обширного опыта Фонда Польского рекламного знака «Теперь Польша» ("Teraz Polska") причиной сокрытия польского происхождения продукции производителем часто является недостаточное осознание последним, что, указывая на товаре «Сделано в Польше», тем самым он вносит позитивный вклад в восприятие польским потребителем его же товара. Кроме того, указывая, что товар из Польши, он внесет лепту в создание имиджа обозначению «Made in Poland» на международной арене. Последнее, в свою очередь, положительно скажется на мнении о его продукции в самой Польше. Profit! Некоторые производители просто не задумываются об этой взаимосвязи, говорят в фонде.
На пути к построению положительного образа «Made in Poland», безусловно, встают прагматические реалии. Каким критериям должен соответствовать товар, чтобы размещение на нем национальной принадлежности приносило пользу?
Конечно, именно здесь важно не заиграться и соблюсти весьма необходимый баланс цены и качества. И это в сравнении с конкурирующей продукцией стран Европы с традиционно высокими требованиями, предъявляемыми к потребительским свойствам товаров. То есть покупатель должен получить продукт, подобный по качеству и цене, вот тогда его «польскость», равно как, например, «экологичность», становятся дополнительным плюсом для посетителя магазина или рынка в пользу именно этого товара. В таком случае выбор польской продукции становится рациональным и для потребителя, и для национальной экономики в целом.
Вышеприведенную формулу «национальность-качество-цена» уже достаточно хорошо прочувствовали сетевые ритейлеры в Польше. И не без успеха применяют её в своем предложении. Знакомая людям, бывающим в Польше, «Бедронка» уже несколько лет позиционирует себя как хороший партнер для польских производителей качественной продукции. Магазин печатает промолистовки, в которых покупатель может познакомиться именно с польской продукцией, представленной в магазинах сети. Дважды отмеченный знаком "Teraz Polska" Лидл отчитывается о продвижении им польской продукции в свои магазины за границами Польши, на территории всего Евросоюза.
Стоит отметить, что некоторые производители, несмотря на отток потенциальных покупателей в сетевые магазины, выходят на рынок со своей продукцией и достаточно успешно конкурируют с крупными игроками рынка своего района именно благодаря «эксплуатации» местного происхождения своей продукции.
Программы поддержки деревень и сельской местности играют положительную роль в развитии производимой в этих местах продукции. Популярные фестивали региональной кухни, международные торгово-промышленные выставки стимулируют производителей к повышению качества. Все чаще от людей в магазине можно услышать: "Czas kupować Polskie" (Время покупать польское). Или так: "Wolę Polskie" (Предпочитаю польское).
В последние два года стала наблюдаться растущая тенденция к возвращению престижа польского продукта в самой Польше. Это подтверждается как исследованиями рынка, так и блиц-опросами поляков, которые проводят в рамках своих передач польские телеканалы или радио. Из опросов случайных прохожих следует, что люди готовы платить за польский продукт даже дороже, чем за аналогичный зарубежный. Одним из обоснований покупатели называют отсутствие необходимости длительного хранения в целях транспортировки и, как следствие, уменьшение количества или полное отсутствие консервантов в приобретаемых продуктах питания.
Кроме того, многие поляки совершенно искренне считают свои продукты лучшими. Среди них можно выделить: польский картофель, польскую водку и другую алкогольную продукцию, польское молоко и изделия из него, польские копчености и мясные изделия и даже известное в Польше средство для посуды Людвик.
Учитывая такое положение дел, указывать то, что товар сделан в Польше, может быть выгодно и в краткосрочной перспективе, а не только из соображений стратегии.