Стефан Жеромский: "Любящий мечтает о будущем"

'18 февраля 2016'

Настоящий патриот и один из выдающихся польских писателей, Стефан Жеромский в раннем возрасте вынужден был сталкиваться с бедностью и разочарованиями. Всё это не могло не отразиться в его произведениях.

Видеорепортаж

"В канун весны" (2001). Трейлер фильма
Стефан Жеромский в своём кабинете

Биография Стефана Жеромского

Стефан Жеромский родился 14 октября 1864 года в Стравчине (недалеко от города Кельце). Его отец, Винценты Жеромский, был обедневшим шляхтичем. Семья принадлежала к польскому дворянскому гербу Елита, или Козляроги. Винценты арендовал фольварки (помещичьи хозяйства) в деревне Чекоты (Ciekoty) в Свентокшиских горах. В одном из них и провёл детство будущий писатель.

Стефан рано остался без родителей. Юность свою провёл в бедности. Переболел туберкулёзом, от последствий которого потом страдал всю жизнь.

Жеромский посещал в Кельцах городскую гимназию. Там он встретил учителя, который оказал сильное влияние на его судьбу. Это был Антоний Густав Бем, историк литературы, публицист, критик и прекрасный педагог. Через много лет Жеромский напишет о нём в своих произведениях. Например, именно с Антония Бема «списан» образ профессора Штеттера в повести «Сизифов труд».
Нехватка средств вынудила Жеромского прервать учёбу в гимназии и отправился в Варшаву. Там два года он проучился в Высшей школе ветеринарии, в которой не требовалось иметь аттестата зрелости. С 1888 года он работал как гувернёр в дворянских семьях. В 1890 году он поселился в Наленчуве – модном в то время курорте, куда съезжались известные писатели и журналисты. Это место он опишет потом в романе «Бездомные».
В 1892 году Стефан отправляется за границу. Он посещает Прагу, Мюнхен, Вену, Цюрих, Рапперсвиль. В том же году впервые поехал в Закопане. Жеромский с тех пор часто бывал в этом городе и играл заметную роль в местном обществе.
В то же время Стефан женится на Октавии Родкевич. Они некоторое время жили на вилле в Наленчуве. На полученный гонорар за роман «Пепел» в 1905 году писатель строит там летний дом.

В 1899 году у Стефана и Октавии рождается сын Адам. Судьбой ему не было отведено много лет: в 19 лет Адам умрёт от туберкулёза. Похоронят его всё в том же Наленчуве – неподалёку от того самого летнего дома, где сегодня находится музей Жеромского.

В 1892-97 гг. Стефан работает как помощник библиотекаря в Польском музее, основанном журналистом и эмигрировавшим политиком Владиславом Платером в Рапперсвиле. В этом музее хранилось немало документов, связанных с жизнью польских эмигрантов после Ноябрьского восстания 1830-31 гг. и Январского восстания 1863 г. Позднее те знания, которые Стефан почерпнул, работая в музее, найдут отражение в его произведениях.
В 1897-1903 гг. Стефан Жеромский живёт в Варшаве и работает в Библиотеке Замойских.

Когда в 1904 году был опубликован его роман «Пепел» и финансовое положение его улучшилось, Жеромский целиком посвящает себя литературному труду.

В течение года Стефан живёт в Закопане, затем – в Наленчуве, где и строит вышеупомянутый дом – горную хату по проекту польского художника и архитектора Станислава Виткевича.
В 1907 году отправляется в путешествие по Италии.
В 1913 году Жеромский женится второй раз – на художнице Анне Завадзкой. С ней он едет во Флоренцию, где появляется на свет дочь Моника. Когда началась Первая мировая война, Стефан приезжает в Краков. Он намерен вступить в Легионы Польские и отправиться на фронт. Однако затея не удалась, и Жеромский возвращается в Закопане.
В 1919 году он покупает дом неподалёку от Варшавы, а ещё через два года открывает для себя Прибалтику – наряду с Татрами Балтийское море становится страстью писателя.
Кроме творчества Стефан Жеромский активно участвует в общественной жизни. По-видимому, этому способствовали воспоминания из прошлого – времени, проведённого в бедности. Его дом всегда был местом сосредоточения патриотической и образовательной деятельности. Там функционировал детский сад для детей из малоимущих семей и тайная польская школа. Жеромский был почётным руководителем образовательного сообщества Наленчува «Свет». Вместе с представителями местной интеллигенции он основал Народный университет, в котором сам читал лекции. В Варшаве Стефан Жеромский участвует в создании Товарищества Общественной библиотеки.
Много сделал Жеромский и для своего любимого Закопане.
После признания независимости Польши он принимал активное участие в организации культурно-литературной жизни в Варшаве. Был председателем Союза польских писателей. Участвовал в создании таких организаций как Академия литературы, Польский литературный клуб (Pen Club).

В 1925 году впервые получает польскую государственную литературную награду за сборник произведений об истории польского морского побережья «Ветер с моря» (1922 год). Был номинантом на Нобелевскую премию по литературе. Однако эту награду в том году получил Владислав Реймонт.

Умер Стефан Жеромский 20 ноября 1925 года. Его похороны стали поистине народным событием. О его кончине написали многие известные писатели. Похоронен Жеромский на кальнистском кладбище Варшавы. (cmentarz ewangelicko-reformowany)

Раннее творчество Стефана Жеромского

Жеромский был воспитан в традиции патриотично-романтической. Большое влияние на него окал и позитивизм. Однако от каждого направления он черпал что-то своё, превращая полученное знание в индивидуальное достояние своего творчества.
Писать Стефан начал в гимназии. В 1895 году были изданы его сборники «Рассказы» („Opowiadania“) и «Расклюёт нас вороньё» („Rozdziobią nas kruki, wrony“). Обе книги живо были встречены читателями и критиками. С тех пор практически каждая его публикация встречала столь же живой отклик.
Тематика его творчества вырисовывается уже в ранних произведениях. Это народно-освободительная борьба, невежество людей, моральные дилеммы людей, борющихся за справедливость.
Уже в первых произведениях можно увидеть, насколько тонко автор рисует психологический образ героев. Так, в произведении «Доктор Пётр» (“Doktor Piotr”) несколькими яркими чертами изображены характерные для своего времени персонажи. Это Доминик Цедзина, обедневший шляхтич, у которого в жизни есть лишь одна большая любовь – к сыну; инженер Бияковский, происходящий из небогатой семьи и делающий деньги и карьеру; сын Цедзыны Пётр – получивший образование за границей, он отказывается от жизни в Англии, ведомый тоской по отцу и по Родине…
В 1897 году Жеромский публикует повесть «Сизифов труд», во многом основанную на собственной биографии. Это произведение очень популярно по сей день. Автор описывает в нём детство и процесс взросления шляхетского сына Марцина Боровича в российской системе образования.

В 1899 году Стефан Жеромский пишет повесть «Бездомные», которая вызывает неподдельный интерес. Современники писали о ней, что этой книгой писатель оставил след в жизни будущего поколения.

Автор предлагает совершенно новый тип повести: фрагментарной, неоднородной стилистически, со сменяющимися способами повествования. Рядом с реалистичными отрывками появляются ирония, символизм, экспрессивные образы. Такая поэтика отныне будет доминировать в творчестве Жеромского. Действие повести начинается в Париже, потом переносится в Варшаву, потом в Цисы и в Сосновец. Отдельные эпизоды происходят в Швейцарии, в Кельцах, доходит эхо и от ссыльного из Сибири. Герой повести – Томаш Юдым, происходящий из варшавской бедноты. Он создаёт больницу для обездоленных и вступает в конфликт с «врачами для богатых»… В итоге Томаш отказывается от личного счастья, пытаясь найти способ служить народу.
Роман «Пепел» (1904) - это панорама жизни поляков во времена Наплеоновских войн. Во время работы над произведением писатель использовал исторические документы, с которыми имел возможность ознакомиться, работаю в библиотеке в Рапперсвиле. Кроме вымышленных образов в романе присутствуют и исторические персонажи. Роман содержит в себе яркие моменты народной борьбы, а вместе с тем образ кошмарного зла, которое несёт в себе война. Произведение является достаточно разнообразным по стилистике: в нём можно найти описания природы, исторические сцены, подробные батальные сцены, философские рассуждения.

После революции

История и современность, связанные между собой, конфликты общественные и моральные конфликты героев, трагизм и красота бытия – это постоянные темы, присутствующие в прозе Жеромского. Он был настолько плодородным писателем, что всё перечислить сложно. Его перу принадлежат исторические легенды, эпопеи, драмы…

Новые черты в творчестве Стефана Жеромского появляются после революции 1905 года.

В его произведениях чаще фигурирует пессимизм, убеждение в неразрешимости проблем общества, мысль о преобладании зла.
Таким изучением зла является «История греха» (1908). Это история молодой женщины, которая, полюбив «без позволения» общества, отвергнутая всеми, скатывается на дно жизни.
Примерный порядок, создаваемый героями-идеалистами, проходит через всю трилогию «Борьба с сатаной» (1916-1919). В ней отражены искания польской интеллигенции, создан характерный для Жеромского тип героя – интеллигента-бунтаря и экспериментатора.
Революция не дала никаких возможностей для построения нового порядка, поставила шляхетских патриотов и простых людей по разные стороны баррикады – такой пессимистичный образ действительности присутствует в произведениях писателя до 1918 года.

Свободная Польша

Признание независимости Польши приносит надежду. Теперь лучшие силы народа могут объединиться для построения нового общественного порядка, который уничтожит следы несправедливости. Стефан Жеромский пробует создать такую общественную и культурную программу в своей публицистике. (среди них – «Начало мира работы» и «Организация народной интеллигенции» 1919 года). По мысли писателя, в новом строе богатые классы должны были добровольно отказаться от собственности и организовать промышленные и сельскохозяйственные кооперативы.
Однако постепенно Жеромский вновь возвращается к роману. В 1925 году он пишет «В канун весны». Герой повести проводит детство в Баку. После смерти родителей едет в Польшу, о которой знает только по их рассказам – в Польшу, полную справедливости. Однако это представление оказывается лишь мифом. В какой-то момент он оказывается под влиянием политика Шимона Гайовца и как его секретарь может наблюдать всю суть польского парламента: эгоизм, частные интересы, отсутствие политического видения. В итоге он присоединяется к демонстрации социалистов. Вопреки мнению многих критиков, это не означает, что автор поддерживал революцию. Он предостерегал от результатов деятельности таких как Гайовец.

Жеромский никогда не искал однозначных ответов на вопросы, потому что таких не могло быть.

Но вопросы, которые он ставил, были необыкновенно важными для его поколения. В новой литературной форме он создал новый тип героя. В его книгах человек встроен в систему истории и общества, однако у него остаётся право выбора. Именно моральный выбор является мерой его свободы. Такое видение было обращено к поколению, которое получило независимость и чувствовало ответственность за создание нового государство. Причём обращался писатель не только к интеллигенции. Он находил ключик к сердцам самых разных читателей. Об этом свидетельствует опрос, проведённый в союзе железнодорожников: половина опрошенных назвала Жеромского своим любимым писателем (на втором месте был Сенкевич). В том же году были изданы его сочинения – сборники были очень доступными, продавались по 1,50 злотых за том и разошлись огромными тиражами.
Произведения Стефана Жеромского переведены на десятки языков, по ним поставлены спектакли и сняты фильмы. Среди этих картин – «История греха» (1911, 1933, 1975), «Красота жизни» (1921), «Канун весны» (1928, 2001), «Пепел» (1965), «Доктор Юдым» (1975), «Верная река» (1987), «Сизифов труд» (2000).

Вместо эпилога

Незадолго до смерти, в 1924 году, Стефану Жеромскому была выделена квартира на втором этаже Королевского замка в Варшаве от президента Польши Станислава Войцеховского. Отчасти это было связано с тем, что велика была вероятность получения Жеромским Нобелевской премии. В Королевский дворец 60-летний писатель переехал вместе с женой Анной и дочерью Моникой. Там они жили 11 месяцев – вплоть до смерти писателя. Особенно нравилось там Монике – она очень любила бегать по роскошным комнатам, в которых висели прекрасные произведения живописи. После смерти Жеромского Анна с дочерью должны были покинуть замок.

В 1944 году, во время войны, от замка почти ничего не осталось. Ничего – кроме относительно небольшого фрагмента стены с двумя зияющими пустотой окнами.

Одно из них – окно дворового зала, а другое – окно Стефана Жеромского. Для многих людей это был своего рода маяк, дарящий надежду. Сохранилась фотография – Анна и Моника напротив чудом уцелевшего фрагмента стены.
Когда приступили к восстановлению замка, многие люди запротестовали против сноса фрагмента – и она так и осталась в стенах вновь отстроенного замка.

Фото с сайта Strona o Kulturze

Виктория Терина

Темы

Фотоматериалы