По соседству с Краковом, начиная со Средневековья и до наших дней, функционирует удивительный объект, созданный человеком и природой, – соляная шахта Величка. Артефакт, попавший в первую дюжину объектов, включенных в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Могло ли быть иначе? Ведь шахта Величка по сути - единственный подобный объект в мире.
Всё началось на этом же месте тысячу лет назад с варения соли из выплывающей на поверхность земли рапы (концентрированный солевой раствор), а закончилось 30 июня 1996 года, когда в штольне ступила последний раз нога горняка, ставя точку в добыче соли, но не в жизни шахты. Те, кто побывал в недрах шахты Величка, утверждают, что никогда ничего подобного не видели и не испытывали подобных ощущений даже на вершине гор. И в этом им можно верить. За время эксплуатации шахты она разрослась на 9 подземных уровней глубиной 327 метров и общей протяжённостью штолен, переходов и ходов в 300 километров. А потому для людей, пусть даже привыкших к восхождению на горы, схождение под землю на такую глубину является совершенно необычным опытом.
История шахты, как и история города Величка, связана с королями и первыми лицами государства - как польского, так и многих других. Нет, здесь не было резиденции правителей, но визиты королевских особ не были редкостью. Особенно часто здесь бывали многочисленные гости польского монарха. Да и как не похвастаться перед соседями такими богатствами!
Соль в те времена была дорога, а доходы казны от одной только Велички достигали тридцати процентов годового объема поступлений в бюджет.
Уже в древности стало ясно, что запасы этого «белого золота» здесь настолько велики, что обозначение в документах величины найденных залежей – Magnum Sal (великая соль) - дало название городу – Величка (Wieliczka).
По-видимому, название прижилось из-за удобства. Так можно было отличить более крупную шахту от меньшей, в соседней Бохне.
Добыча соли велась здесь уже сотню лет, но за первое официальное упоминание именно шахты Величка как предприятия принято считать запись в одном из документов Казимира I, где он упоминает Magnum Sal Alias Wieliczka. Документ датирован 1044 годом. Правда, в документе от 1105 года есть упоминание, что ещё при Болеславе Храбром в Польше уже была развита добыча соли, центром которого являлась Величка. Упоминается, в частности, что производилась здесь не только несколько видов выварочной соли, но и соль каменная в тёсаных блоках различного размера. Впрочем, всё же нет достоверных сведений о том, когда точно началась добыча именно залегающей под землёй соли. Ученые предполагают, что процесс варения соли из рапы, достаточно долго предшествовавший добыче, попросту плавно в неё перетёк. По мере иссякания солевого источника, рабочие углубляли колодцы, из которых извлекали соляной раствор, пока не наткнулись на твердую соль.
Учитывая особенности хранения продуктов - а мясо, рыбу и прочие припасы можно было запасти только засолив их – соль была в те времена продуктом незаменимым. Сюда же можно отнести и дубление шкур. Становится ясно, что масштаб нужд общества в соли был очень и очень велик.
После обнаружения крупных залежей соли правители Польши быстро сориентировались, что на соль нужно устанавливать монополию. Поначалу добыча соли была сконцентрирована в частных руках. Затем начала возникать некая кооперация между правительством и частными добытчиками соли.
Предприниматель сам находил рабочих, желающих углубляться всё глубже под землю. Он обеспечивал их оборудованием, нёс всю материальную ответственность – а расходы на такое мероприятие не были дёшевы. Но, когда он в своих поисках натыкался на соленосную жилу, король выплачивал ему в рассрочку сумму, затраченную на поиск залежей, гарантировал ему постоянную «арендную» оплату за пользование его выработкой, давал квоту на добычу соли в личных целях, а его самого назначал руководителем в администрацию шахты. То есть, как сказали бы в наше время, король всецело привлекал к реализации проекта частный бизнес. Такая политика не заставила долго ждать положительных результатов для бюджета Польши. Уже к XIV веку соляные шахты приносят в казну до 30% всех поступлений. Из этих доходов оплачивается содержание королевской семьи, система замков, а с ними и система оборонительных дорог, выплачивается зарплата придворным, выделяются поощрения для особо отличившихся жителей страны.
Но нельзя сказать, что правители Польши только брали от шахты и ничего не давали взамен. Это не так.
Достоверно известно, что Казимир Великий считается в истории шахты одним из самых крупных добродетелей. Он распоряжением своим от 1368 года определил сам обязанности и – что важно – права горняков. Учредил при шахте цирюльню с баней, где шахтёрам оказывались парикмахерские и помывочные услуги.
Там же, в цирюльне, могли оказать помощь при травмах и вообще ухаживали за больными горняками в меру сил и знаний. Всё это было, разумеется бесплатно. Кстати цирюльня дала Польше и первую в истории страны женщину-врача. Магдалена Бендзиславская (Magdalena Będzisławska) стала цирюльником вместо умершего мужа. Сама, не нанимая челядь. Она была первой женщиной в Польше, которая получила диплом хирурга 6 октября 1697 года из рук короля Августа Сильного (August II Mocny).
Возвращаясь к Казамиру Великому, стоит отметить, что именно он установил для шахты чёткие правила бухгалтерии, что внесло порядок в систему приходов и расходов, а это, в свою очередь, положительно сказалось на её работниках. В итоге к XVI столетию благодаря Статуту Казимира горняки получили целый набор того, что в современном мире называется системой социальной защиты. Была предусмотрена столовая для работников шахты, к которым на тот момент уже примкнули кузнецы, бондари, столяры, конюхи, а также пенсия для состарившихся работников шахты и их семей. Не оставались без внимания люди, покалеченные работой, и семьи погибших горняков. Вообще, в будущем разные правители не оставляли Величку без внимания, наделяя город и горожан привилегиями и одаривая их различными образами. Вместе с социальной опекой над работниками производства шло и техническое развитие добычи соли.
Примерно к 1400 году для многих работ, которые человеку приходилось выполнять самому, в помощь были поставлены лошади. Конная тяга облегчила труд и подняла темпы производства. Это дало возможность начать разведку и разработку более глубоких пластов соли, ведь теперь рабочим не приходилось с помощью собственных сил крутить огромные колёса, приводящие в движение систему блоков, извлекающих соль на поверхность.
Период управления шахтой польскими королями длился вплоть до 1772 года, до момента первого раздела Польши. Но здесь стоит заметить, что время австрийского управления шахтой Величка оказалось для неё весьма благотворным. Новая администрация принесла с собой и организационные, и технологические нововведения. К разработке усовершенствованных методик добычи были привлечены ведущие специалисты горно-рудной промышленности Австрийской империи. В итоге повысилась техническая оснащённость шахты. Появляются паровые машины для извлечения и измельчения сырья, взамен ручных коловоротов используются пневматические отбойные молотки, создаются точки ремонта и обслуживания оборудования. Сам город Величка начинает приобретать новый облик. Постепенно ветхие деревянные дома начинают сменяться каменными, что сказывается на притоке отдыхающих.
О лечебных свойствах местных солевых купелей, построенных в период с 1836 по 1840 годы, начинают ходить легенды. Причиной тому действительно высокая их эффективность. Кроме того, разработавший методику лечения солью Феликс Бочковский (Feliks Boczkowski) лечит людей от астмы, бронхитов и других лёгочных недугов прямо под землёй – в штольнях шахты. В комплексе это приносит неслыханные на тот момент результаты. Количество желающих излечиться новым метогом галотерапии (Halos – соль, therapeia – лечение) исчисляется тысячами.
Величка приобретает статус лечебного центра европейского, если не мирового масштаба. Но со скоропостижной смертью Бочковского во время эпидемии холеры в 1855 году его метод был постепенно забыт. Оказалось, что доктор, как и многие подобные ему, попросту опередил время.
Спустя 100 лет его дело продолжил выдающийся польский врач Мечислав Скулимовский (Mieczysław Skulimowski). По его инициативе в 1958 году в шахте, на глубине почти трех сотен метров, было организовано лечение, восходящее корнями к методу Феликса Бочковского. Этот уникальный по своим свойствам санаторий существует и исправно функционирует и в наши дни. Сегодня галотерапия переживает рост своей популярности. Учёные, как и предвидел Феликс Бочковский, постепенно доказывают то, что было нащупано им путём наблюдения ещё 150 лет назад. Потому пик спроса на творение доктора Бочковского ещё впереди.
Но и помимо санатория в шахте Величка есть что посмотреть. Это не просто пещера с туристическим маршрутом, это целый подземный мир. Здесь посетитель обнаружит для себя самые разнообразные достопримечательности. И все они имеют свою уникальную историю.
Здесь есть всё, от музея на поверхности до уникальнейших творений рук рабочих шахты - таких как скульптуры, комнаты с удивительной красоты стенами, полами и потолками и даже костёл и концертный зал.
Трудно себе вообразить, что всё это сделал человек, пользуясь поначалу самыми примитивными орудиями труда, но прилагая к этому всё своё умение и душу. Кроме воображения человека, не имевшего в своих творениях права на ошибку, игры с формами и артефактами продолжает по сей день и природа. Так, в коридорах и многочисленных переходах здесь можно увидеть соляные цветы, будто застывшие пауки из хрусталя, свисающие со стен и прорастающие прямо из пола. Чуть далее можно увидеть прислоненную к стене деревянную лестницу, забытую здесь много лет назад. Сейчас она кажется покрытой хрупкой глазурью. Так пещера отвоёвывает у человека его приспособления. Похожим образом выглядят и некоторые участки узкоколейки, проложенные в толще породы. Захватывающе.
Посетители шахты имеют возможность увидеть не только увидеть всё это великолепие, но и узнать о традициях добытчиков соли. Традиции эти живы до наших дней, что неудивительно, учитывая, что многие жители Велички успели провести в шахте не один десяток лет, работая там.
Так, для того, чтобы влиться в ряды шахтёров, нужно было пройти своеобразный обряд посвящения. Как на подлодке – ты не подводник, пока после погружения, там, на глубине воды, ты не выпил стакан забортной воды, так и тут, в шахте Величка, – ты не горняк, пока не перепрыгнешь через кусок дубленой кожи. Но до этого нужно было пройти своеобразный экзамен у старшего поколения горняков. Если то, как отвечал кандидат в горняки устроило «старую гвардию», если он был достаточно честен, сообразителен и смекалист, то он допускался до обряда прыжка через кожу. А почему кожа? Кожа была важным спутником рабочего соляной шахты. Соль очень едка. Голым телом на неё особо не обопрёшься. На кожу же горняк мог встать на колено, если этого требовала работа, или же сесть и лечь, её мог накинуть на плечи, если нужно было прислониться к соляной стене. На ней производили расчёт с её владельцем за тяжёлый рабочий день на глубине. На этот же кусок кожи горняки после спуска в шахту садились, чтобы некоторое время перед работой порассказывать друг другу байки, поднять настроение на тяжёлый рабочий день. Точнее – на рабочие часы, ведь день под землёй - это понятие относительное.
Рабочие шахты давно заметили, что время в кромешной тьме, озаряемой только светом небольшой масляной лампадки, идёт совсем иначе, чем на поверхности, оттого даже приветствие их традиционно звучит не "Добрый день", а "Благослови Бог" (Szczęść Boże!). Кстати, уже в XX веке ученые при помощи экспериментов доказали, что время под землёй, в темноте, смещается. В сутках, по ощущениям и биологическим ритмам испытуемых, было от 29 до более чем сотни часов. Так что горняки прошлого были правы в своих ощущениях.
Если вам придётся побывать в Величке 24 июля, то взору вашему предстанет множество людей, одетых в парадные мундиры. Это не военные, это – горняки. Они надели свои аксельбанты и шпаги для того, чтобы почтить именины своей святой покровительницы – Святой Кинги. Это тоже местная традиция.
Легенда гласит, что Кинга, венгерская принцесса, должна была стать женой Болеслава Стыдливого и привезла с собой в приданом залежи соли. В одну из прогулок она обронила своё обручальное кольцо и оно укатилось в трещину в земле. Кольцо нашли в первой партии соли добытой из недр шахты Величка.
Но это лишь легенда, хоть и красивая. Правда же такова, что именно в период правления Кинги шахты в Польше получили серьёзное развитие.
Свои тайны Величка раскрывает каждому пришедшему по-особенному. А это значит, что придя сюда, нужно быть готовым очутиться в мире непознанного. И неважно, видел ли человек шахту Велички на фотографиях или нет - ощущения на месте гарантированно будут абсолютно иными. Это подтверждено уже сотнями лет посещения шахты туристами. Сначала, разумеется, в роли туристов были лишь короли и особы, приближённые к ним, но уже 200 лет это незабываемое путешествие доступно всем. Кстати говоря, остановиться на ночлег можно, не выходя из шахты. Прямо здесь, на глубине полутора сотен метров, функционирует настоящий отель.